Украина: путь к двухпалатному парламенту?

Кто лучше – депутаты-мажоритарщики или же народные избранники, попавшие в Парламент по партийным спискам - для округа, для избирателей, для разрешения важных вопросов, для исполнения законотворческой функции? И нужно ли разделять их полномочия? Тут уж, как говорят, с какой стороны посмотреть.

В Верховной Раде Днепропетровскую область представляют двадцать четыре народных депутата, 17 из которых избраны по мажоритарной системе голосования.  Интересное соотношение депутатов-мажоритарщиков по отношению к народным избранникам, прошедших в Парламент по партийным спискам. Семнадцать народних депутатов объединили более трех миллионов жителей Днепропетровщины. Что это значит для жителей области? Какие функции выполняют и депутаты-мажоритарщики, и депутаты-партийцы?

ЛИДЕР ГРОМАДЫ – ДЕПУТАТ-МАЖОРИТАРЩИК

Если смотреть с позиции жителя области, избирателя, гражданина Украины, можно увидеть явные особенности и различия в двух вариантах исполнения одной и той же роли депутата Верховной Рады – мажоритарщика и партийца.

В целом, депутат – мажоритарщик в первую очередь «привязан» к территории округа, наказам своих избирателей, бесконечном разгребании проблем в социалке, коммуналке, вынужден соблюдать вертикаль власти и работать в крепкой сцепке с местными органами власти. Именно он, депутат, избранный по мажоритарной системе, отвечает за все, что связано с его округом. Депутат-мажоритарщик в любое время дня и ночи мгновенно ответит на вопрос о том, какой долг на сегодня по газу или теплу на округе, сколько материальной помощи для жителей выделено на сегодняшний день, какую сумму удалось выбить на ремонт дорог, крыш и на многие другие вопросы, касающиеся обеспечения жизнедеятельности своего округа. Привлечение бюджетных средств и инвестиций в свой округ и контроль над использованием этих денег – тоже входит в круг обязанностей лидера громады – депутата-мажоритарщика.

Депутат-мажоритарщик – рачительный хозяин на своем округе. И здесь очень важно не только декларирование основных принципов децентрализации, но и их выполнение.

 

ПАРТИЯ СКАЗАЛА «НАДО» - СПИСОЧНИК ОТВЕТИЛ «ЕСТЬ»

В это же время львиная доля бед-радостей, а также проблем территорий проходит мимо нардепов-партийцев, которые зачастую являются заложниками партийной идеологии и интересов политических сил и вынуждены выполнять функции исполнителей. Иначе говоря, вопросы о выделении нового оборудования для сельского ФАПа или же покупка мебели для школы, депутату-партийцу, который мыслит масштабно, не актуальны. А вот депутат-мажоритарщик, который представлет интересы конкретной громады, несет обязательства перед жителями округа.

Однако работу этих двух ветвей Парламента ни в коем случае нельзя не противопоставлять друг-другу, ни тем более разъединять. Деятельность депутатов разбита на три этапа: работа в округах - время общения с избирателями, работа в комитетах - подготовка и обсуждение законопроектов, и работа на сессии - утверждение подготовленных законо-проектов.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПУТЬ – НЕЗАВИСИМЫЕ ДЕПУТАТЫ

Работа двух ветвей Парламента – мажоритарной и партийной – является первой ступенью на пути к двухпалатному Парламенту Украины. По мнению политологов, верхняя палата станет местом представительства регионов – мажоритарщиков, не зависящих от партийной линии и представляющих территориальные громады. Нижнюю палату  будут представлять депутаты, избранные на принципах пропорциональных выборов, по партийным спискам. Сегодня двухпалатные парламенты преобладают в странах Европы и Америки. Они существуют, в частности, в Мексике, Бразилии, Аргентине, Канаде, США, России, Великобритании, Германии, Франции, Польше, Испании. Двухпалатный парламент – это признак европейства и лучшая законодательная процедура, которая уменьшает лоббистские влияния на принятие законодательства и станет местом представления регионов и увеличения их влияния на формирование государственной политики.

ОБЪЕДИНИТЬ ГРОМАДУ: ПОДНЯТЬ В БОЙ ОТРЯД

Депутат-мажоритарщик знает, где и как проходит ремонт крыш, дорог, зданий, знает о потребностях и старается их удовлетворить, привлекая деньги в регион. Его знают, к нему обращаются, он – реальная поддержка и опора для жителей своего округа. Его функции – объединить громаду. Поднять в бой свой отряд. Отряд своих земляков, которым есть за что бороться, которые понимают свои цели и задачи. За ними их семьи, их дома, а впереди их командир. Задача командира мажоритарщика – не только поднять свой отряд, но и привлечь союзников. Будь то политические силы, фракции, бизнес-структуры. Основное – решить проблем своих территорий. Поэтому он является командиром лидером, чего нельзя сказать о депутатах-партийцах. Списочник ждет когда поднимут его, когда ему укажут цель, методы и способы и границы его участия в этой борьбе. Поэтому задача мажоритарщика как военноначальника – найти надежных союзников среди политики, в бизнесе, убедить их в том, что цели его региона совпадают с их целями.

Лидер региона – мажоритарщик априори является субъектом в переговорах между центральной власти страны как минимум, а как максимум, с международными институциями. Как следует из европейской практики, старая Европа с большим интересом контактирует с местными лидерами, которых поддерживает громада на протяжении многих лет, чем с общенациональными вспышками, которые могут быть погашены в любой момент.

Комментарии